Русский язык (для углубленного изучения)
Основная цель курса - развитие лингвистической одаренности учащихся, формирование у них ключевых (лингвистических, языковых, коммуникативных) компетенций, закрепление интереса к родному языку, формирование вкуса к исследовательской деятельности, побуждение к его дальнейшему научному изучению в вузе, общее развитие творческого потенциала личности.
Задачи курса, реализующие его цель:
- систематизация теоретических знаний по учебной дисциплине «Русский язык»;
- повышение уровня общей и предметной эрудиции учащихся посредством расширения кругозора, углубления знаний;
- развитие оригинального мышления (лингвистической интуиции, чувства языка) учащихся;
- формирование у школьников навыков анализа языковых фактов повышенной сложности и создания связных текстов по заданным стилистическим параметрам;
- пропаганда лингвокультурных знаний, воспитание уважительного интереса к родному языку;
- выявление наиболее способных, лингвистически одаренных школьников для участия в олимпиадах по славистике.
Русская литература XIX–ХХ вв. в контексте западноевропейской художественной культуры
Цель программы - создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и стимулирования их творческой деятельности по филологии.
Задачи программы:
- содействовать развитию индивидуальности одаренного ребенка;
- создать систему деятельности по развитию филологических способностей одаренных школьников;
- обеспечить условия для профессиональной ориентации обучающихся в области филологии;
- способствовать развитию филологической культуры старшеклассников;
- формировать диалогическое сознание и системные представления школьников о культуре XIX и ХХ веков, о международных связях и взаимовлияниях русской и западноевропейской литератур;
- актуализировать личностную рефлексию и самоопределение старшеклассников в современной социокультурной ситуации, развивать у них навыки дивергентного мышления;
- обеспечить широкую общеобразовательную подготовку обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня, а также к итоговой аттестации за курс полной средней школы.
Обществознание для углубленного изучения
Образовательная программа «Обществознание для одаренных школьников» рассчитана на углубленное изучение основных сфер жизни общества и включает в себя основные вопросы базового курса обществознания и основы методической специфики решения олимпиадных заданий по обществознанию различного уровня, что позволяет строить процесс с учетом индивидуальных способностей и интересов учащихся.
Целью образовательной программы является углубление знаний учащихся и овладение навыками самостоятельной аналитической деятельности и основами проектного мышления.
После изучения программы школьник должен:
владеть знаниями, необходимыми для решения олимпиадных заданий по обществознанию;
обладать набором необходимых навыков решения заданий;
иметь представление о методических особенностях и типологиях олимпиадных заданий различного уровня;
уметь структурно, системно и аргументированно формулировать собственные идеи.
Немецкий язык для углубленного изучения
Целью освоения дисциплины "Немецкий язык (для углубленного изучения)" является формирование общекультурной и специальных компетенций на иностранном языке и овладение основными лингвострановедческими знаниями.
В результате освоения дисциплины школьник должен:
Знать:
- правила этического поведения и значения новых лексических единиц, связанных с тематикой и соответствующими ситуациями общения, с использованием оценочной лексики, речевого этикета страны изучаемого языка;
- этические и нравственные нормы поведения страны изучаемого языка с целью преодоления стереотипов для осуществления межкультурного диалога в сфере повседневного общения;
- культуру, нормы поведения и общения страны изучаемого языка;
- значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме.
Уметь:
- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения;
- представить себя, свою школу, одноклассников, рассказать о своем городе, своих планах;
- участвовать в обсуждении проблем в связи с прослушанным/ прочитанным текстом, соблюдая правила речевого этикета;
- рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики;
- представлять социокультурный портрет своей страны и страны изучаемого языка;
- осуществлять организацию своей и совместной работы над проектом на основе сформированной системы знаний на иностранном языке;
- анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации в рамках повседневного общения: кратко пересказать сюжет прочитанной книги или просмотренного фильма и выразить к этому свое отношение;
- выбирать нужный специальный словарь, относительно быстро отбирать правильное значение слова, узнавать аббревиатуру различных частей речи.
Владеть:
- системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений, а именно точно и правильно использовать различные грамматические конструкции; правильное интонационное оформление вопросов и ответов, просьб и восклицаний и т.д.
- навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном общении на иностранном языке; владеть понятийно-категориальным аппаратом.
История в источниках и исторической литературе
Ученики, интересующиеся исторической наукой, имеют, как правило, твердые представления об основных событиях прошлого. Из этого следует, что для поддержания и развития интереса таких учеников необходимо выходить за рамки стандартной образовательной программы, ориентированной на "среднего" ученика.
Для одаренных детей характерны любознательность, потребность в познании и способность добывать знания самостоятельно. Чтобы ученик почувствовал себя самостоятельным историком, ему необходимо познакомиться со спецификой исторических исследований, практиковаться в анализе исторических источников, участвовать в дискуссиях, круглых столах по актуальным и спорным проблемам отечественной истории, выполнять олимпиадные задания, которые ориентированы на творческий научный поиск.
Программа развития одаренности у детей и подростков в области истории разбита на три модуля.
Первый модуль "Основы исторической науки" посвящен знакомству учеников с базовыми принципами науки история, работе с источниками.
Второй модуль "Дискуссионные проблемы отечественной истории" ориентирован на анализ дискуссионных проблем истории России.
В третьем модуле "Олимпиадные задания по истории" разбираются типы, примеры и методика выполнения заданий муниципального, регионального и всероссийского туров Всероссийской олимпиады школьников по истории.
Английский язык (для углубленного изучения)
Основной целью программы является повышение исходного уровня владения английским языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной и научной деятельности при общении с жителями англоязычных стран, а также для дальнейшего самообразования. Также обучение одаренных детей и подростков по данной программе призвано обеспечить:
- повышение уровня их учебной автономии, способности к самообразованию;
- развитие когнитивных и исследовательских умений;
- развитие информационной культуры;
- расширение кругозора и повышение общей культуры обучающихся;
- воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов;
- расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения;
- формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому и речевому материалу за счет использования аутентичного материала Интернет-ресурсов разной направленности, в том числе учебных;
- развитие навыков продуктивного использования основных грамматических форм и конструкций, предложенных в рамках данной программы;
- совершенствование орфографических навыков применительно к новому языковому и речевому материалу.